Азербайджан ищет эффективные способы рекламы

Стоимость размещения рекламы в газетеСейчас в Азербайджане выходят в свет более 600 газет и журналов. Сложно поверить, что начиналось все со скромной газеты «Экинчи», которую в середине 19-го века выпускал всего один человек. Он был и редактором, и журналистом, и наборщиком, и печатником, а потом еще и распространителем. Цензура существовала в Азербайджане издревле. Не мудрено, что прогрессивную на то время «Экинчи», повествующую о правдах жизни на селе и в городе, ликвидировали уже через два года.

Успела пресса пожить в условиях жесткой политической цензуры и сегодня. Не случайно в пику такому зажиму – когда диктуется, что писать и как писать – в стране возникло огромное количество оппозиционной, в том числе и русскоязычной, проправительственной и независимой прессы. В этом плане Азербайджан – по сравнению с прессой других стран СНГ – уникален. Впечатление, что здесь проживают самые активные на Земле журналисты, которые всегда в первых рядах на баррикадах – отстаивают свободу слова, мнения, права всех и вся. Статистика – вещь неумолимая – показывает, что именно в Азербайджане больше всего нарушались права журналистов – их избивали, сажали в тюрьмы, оклеветывали. Не избежала печальной участи и реклама. Как со времен становления Советской власти был принят закон о монополизации государства, когда публикация рекламы считалась исключительным правом Советского правительства и местных советов рабочих и крестьян, так он и продержался в Азербайджане 70 лет. Тормозя таким образом возможность развития мелкого предпринимательства.

Стоимость размещения рекламы в газете

По мнению редактора агентства Turan Шаина Хаджиева, пресса в его стране превратилась в политическую арену и с точки зрения бизнеса практически перестала быть доходной. Перспективы развития СМИ Хаджиев оценил, как «туманные». Рынок печатных изданий полностью монополизирован и находится под государственным контролем. Все газеты, что не входят в когорту официальной прессы, отлучены от кормушки, называемой «доходом от рекламы». Даже самые популярные в Азербайджане издания не могут получать платную рекламу. Выживать только за счет народной любви и распространения нереально. И редакторы многих независимых газет идут на соглашение с совестью, заключают договора с чиновниками, озвучивая на своих страницах их политические позиции, лишь бы получать свой «кусок пирога». Таким образом, они пытаются продлить жизнь своим газетам.

Большая часть рекламы сейчас размещается на телевидении и на уличных щитах. А вот в газетах вы практически не найдете платных объявлений и информации. По сути, эта ниша в азербайджанской прессе практически не заполнена. Редакции местных СМИ ищут эффективные способы рекламы, чтобы привлечь рекламодателей. Но пока государство не ослабит свою монопольную хватку – разруливание ситуации затруднено.

Мы попробовали провести эксперимент, и с помощью Интернета узнать стоимость размещения рекламы в газете Баку. Увы. Ситуация получилась аналогичная, как в песне Владимира Высоцкого: «Открыт закрытый порт Владивосток, Париж открыт, но мне туда не надо». Так и в нашем случае – всесильный и всезнающий Интернет оказался слабым и немощным. Расценки на рекламу мы могли узнать во всем мире – от Калифорнии до Токио… Кроме Азербайджана.

.