Переход к рыночной экономике существенно отразился на формировании потребительских предпочтений. Особенно эти изменения затронули сектор продовольственных товаров.
Рынок продовольствия является одним из важнейших секторов жизни населения. Он обеспечивает удовлетворение физиологических потребностей и влияет на здоровье людей.
Как показывают последние маркетинговые исследования, основная доля продуктов питания приобретается в магазинах. Здесь приобретаются молочные, хлебобулочные и мясные изделия.Рынки чаще всего посещают люди приклонного возраста. Здесь отдают предпочтение овощам и фруктам. Основное внимание при покупке товара уделяется производителю, цене, качеству и безопасности для здоровья. Что касается производителя, то покупатель учитывает его имидж и известность.
Формирование спроса во многом зависит от экономических, биологических и демографических факторов. Также на его формирование влияют способы организации торговли. Экономические факторы определяются бюджетом семьи, уровнем дохода. Биологические факторы связаны с удовлетворением потребностей населения на определенном уровне. Демографические факторы определяются половым составом населения, показателями образования и здравоохранения.
На предпочтения покупателей оказывают влияние:
пол покупателей;
возраст;
уровень дохода;
состав семьи.
Уровень развития потребительского рынка зависит от эффективности каналов сбыта, соотношения цены и качества, изменений в уровне доходов населения.
В настоящий момент в России наметилась тенденция в развитии отечественных торговых сетей.Начинают создаваться крупные логистические центры и распределительные точки. К основным форматам торговых сетей относятся супермаркеты и дискаунтеры. Особенно популярны форматы "магазины у дома".
Покупатель является основным субъектом рыночных отношений. Он стремится удовлетворить свои потребности и , таким образом, обеспечивает рыночный спрос. Потребитель стремится получить максимальную полезность и рациональнее потратить свои денежные средства. На его спрос оказывает влияние наличие заменяемых и взаимозаменяемых товаров. У потребителей сформировались собственные предпочтения относительно магазинов. Становятся важными такие факторы, как уровень самообслуживания, широта ассортимента и расположение торговой точки. В утреннее время основными поситителями являются пенсионеры. В дневное время суток - студенты, а вечером - работающие граждане.
Таким образом, формирование потребительского поведения определяется широким спектром факторов.