Минэкономразвития, которому Медведев и поручил провести ревизию возможностей ФАС, очень осторожно отнеслось к предложениям профессионалов. Нельзя системные трудности в госуправлении решать только передачей возможностей от 1-го госоргана другому, пишет замминистра экономического развития Олег Фомичев в отзыве на предложения экспертного совета. Его ведомство согласно только с постепенным переводом розничной торговли на саморегулирование и перераспределением функций по контролю за рекламой. Правда, смена регулирования в торговле не вопрос последнего времени, а смотреть за рекламой заместо отраслевых ведомств должны местные власти, уточняет Фомичев.
Не готова расставаться со своими возможностями и сама ФАС. Все функции службы ориентированы на развитие конкуренции, заверяет Цыганов: «Ничего, не считая этого, в наших возможностей нет». Если какие-то функции отнять, то служащих, которые занимаются конкурентнстью, больше не станет, отмечает он: «Ясно, что если, к примеру, пропадет функция [контроля за госзаказом], то и эти 25% служащих куда-то перейдут». Тенденция, напротив, другая, показывает Цыганов: к ФАС перебежал контроль за закупками в оборонном секторе: «Это признак доверия к нам как к контролерам».
Власти не достаточно не бывает
Контроль за госзаказом в оборонно-промышленном комплексе достался ФАС после упразднения Рособоронзаказа. Ну и сама ФАС готова расширять свое воздействие. Так, 4-ый антимонопольный пакет подразумевает, что для сотворения ГУПа либо МУПа будет нужно согласие ФАС, а правила недискриминационного доступа могут устанавливаться для услуг не только лишь естественных монополий, да и хоть какой компании с толикой на рынке более 70%. Мысль встречает суровое противодействие со стороны бизнеса. Но инноваций могло быть значительно больше.
Вначале ФАС желала заставлять монополистов публиковать условия работы с контрагентами, держать под контролем тарифы естественных монополий и распространить антимонопольное регулирование на умственную собственность. Эти поправки бизнесу удалось заблокировать на шаге согласования законопроекта, который ФАС пробует принять с 2012 г. Но от неких инициатив служба стопроцентно не отказалась. Контроль за умственной собственностью может показаться «либо в самостоятельном законопроекте, или перед вторым чтением» 4-ого пакета в Госдуме, гласил Артемьев в интервью«Ведомостям» в сентябре.